Закон построения нехудожественного текста

Закон построения нехудожественного текста

69 / 100

Вы не задумывались, почему некоторые тексты читаются на одном дыхании, а через другие приходится продираться?

Закон построения нехудожественного текста

Почему одна статья запоминается на лету, как бы сама собой, а чтобы запомнить другую, ее приходится конспектировать и повторять миллион раз?

Как думаете, дело в таланте автора?

В силе текста?

В правде?

Многие ответят: конечно, да!

Но это только часть правды.

Заглянем на другую сторону и поговорим о количественных характеристиках качества.

Закон Миллера
Существует фундаментальный закон, соблюдая который, ваши тексты будут всегда легко читаться и запоминаться.

Он называется «закон Миллера» или «семь плюс-минус два».

Согласно этому закону кратковременная память человека ограничена. Средний человек может одновременно запомнить и повторить не более 7±2 элемента.

Если быть точным: от 5 до 9.

Эту закономерность экспериментально обнаружил американский ученый-психолог Джордж Миллер.

Он опубликовал результаты исследования в работе «Магическое число, семь плюс-минус два» в 1956 году в журнале Psychological Review.

2 следствия закона Миллера
Чтобы информация легко запоминалась, ее нужно делить на части.
При делении на части необходимо учитывать возможности оперативной памяти человека:
7±2 элемента.

Действительно, посмотрите сами, что легче запомнить:

 

89038795436 или 8-903-879-54-36 = номер телефона

 

76461022Х30065Х4 или 7646-1022-Х300-65Х4 = номер банковской карты

 

Но это еще не все самое интересное.

Миллер не только экспериментально определил объем кратковременной памяти человека, но и экспериментально показал, почему информация запоминается быстрее и легче.

Из результатов исследования следует, что, если внешние характеристики элементов (количество 5, 7 или 9) совпадают, человек не пытается анализировать смысл элементов, а просто запоминает их.

Если количество элементов больше 5, 7 или 9, человек пытается сначала анализировать последовательность и группировать элементы до нужного количества.

Вы спросите, какое отношение это имеет к тексту.

Прямое.

В более поздних исследованиях, проводимых в рамках когнитивной психологии, делались попытки опровергнуть закон Миллера.

Но положения закона только подтвердились.

Компания KISSmetrics провела исследование, которое показало, что средний читатель запоминает первые три и последние три знаменательных слова из заголовка.

Поэтому делать заголовки длиннее 6 знаменательных слов можно, но не имеет смысла.

Вот посудите сами.

Цитата из википедии:

Описание принципа

[править | править код]

Джордж Миллер во время своей работы в компании Bell Laboratories провёл ряд экспериментов, целью которых было изучение параметров памяти операторов. В результате опытов он обнаружил, что кратковременная память человека способна запоминать в среднем девять двоичных цифр, восемь десятичных цифр, семь букв алфавита и пять односложных слов — то есть человек способен одновременно помнить 7 ± 2 элементов[1][2][3].

Эта закономерность была изложена в его работе «Магическое число семь, плюс-минус два» (англ. The Magical Number Seven, Plus or Minus Two: Some Limits on our Capacity for Processing Information), увидевшая свет в 1956 году в журнале Psychological Review[1][2][3].

Данная статья является одной из наиболее цитируемых в психологической науке[1][2][3].

Таким образом, кратковременная память — «кошелёк», в который можно «положить» одновременно семь «монет». Причём память не пытается анализировать смысл информации, важны лишь внешние, физические характеристики, то есть не важно, какие «монеты» находятся в «кошельке» — доллар или цент, — главное, чтобы их было семь. Если количество элементов больше семи (в крайнем случае, девяти), то мозг группирует элементы таким образом, чтобы количество запоминаемых элементов было от 5 до 9[4][5][6].

Неожиданно аналогичное правило было обнаружено для муравьёв, они способны запоминать и передавать сообщения длиной до 7 бит[4][5][6].

Согласно учебному пособию по психологии и педагогике Санкт-Петербургского Педагогического Университета: «Ограниченность объёма кратковременной памяти имеет разнообразные психологические последствия. Не исключено, что магический характер числа „семь“, нашедший отражение в пословицах (например, „семь раз отмерь…“), текстах и верованиях, обусловлен именно объёмом КВП. Объём КВП несомненно влияет на организацию речи. Обнаружено, что число смысловых единиц во фразе для её правильного осмысления не должно превышать семи. Подсчитано также, что частота слов с количеством слогов в пределах четырёх составляет 90—99% в различных языках»[7].

Многие скептически относятся к закону Миллера.

Для них я приведу цитату Нильса Бора, датского физика: «Главное, чтобы это работало, а веришь ты в это или нет — не важно».

 

Источники:
https://help-spravka.ru/blog/19-text/46-developing-technical-texts-rule
Магическое число семь плюс-минус два
The Magical Number Seven, Plus or Minus Two: Some Limits on our Capacity for Processing Information (полный текст работы в оригинале)
Дж.А. Миллер. Магическое число семь плюс или минус два. О некоторых пределах нашей способности перерабатывать информацию (перевод работы на русский язык).
How to Write Great Headlines That Go Viral.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пожалуйста, включите JavaScript в Вашем обозревателе для того, чтобы оставить комментарий!
41020379